Сайт загружается...

  • 16 +
  • ...

    Турция и депортированные народы: османизм под гуманитарной личиной

    Просмотров: 648 Комментариев: 0 2019.11.21

    Забота Анкары об исторической правде и интересах братьев по крови и вере – лишь вуаль для пантюркистской экспансии.

    Историческая память и спорные моменты истории являются одним из главных инструментов турецкой политики для реализации геополитических и пантюркистских целей Анкары на постсоветском пространстве. Помимо прочего, значительный упор делается на сложную тему депортации народов в ходе Великой Отечественной войны – таким способом дестабилизации подвергаются межэтнические отношения на Юге России и в других регионах странах, а Турция примеряет на себя «белые одежды» явного или полускрытого благодетеля некогда депортированных народов.

    Например, в конце 2008 года в Анкаре состоялся съезд, в котором приняли участие свыше сорока объединений турок-месхетинцев из разных государств мира, заявивших о создании единой конференции под патронажем Турции. Также в Анкаре базируется штаб-квартира Международной общественной организации турок (ахыска) «Датуб». Руководитель этой организации, Зиядин Касанов, является гражданином Казахстана, а среди членов управляющего совета есть представители Киргизии, Грузии, России, Турции, Азербайджана. Декларируемые цели организации: развитие и сохранение культуры ахыска, защита прав и помощь, организация и содействие репатриации в места депортации в Месхетию (Грузию). З.Касанов периодически встречается с турецкими чиновниками высокого ранга, вплоть до премьер-министра. В 2006 году в Турции он был награжден премией «За вклад в развитие, укрепление и сохранение международных связей в тюркском мире». В 2013 году Касанову присвоена степень почетного профессора экономики турецкого университета Бейкент.

    Активна в России и так называемая Турецко-Американская Ассоциация обществ турок-месхетинцев (ахыска) и созданный на ее базе комитет по защите прав турок-месхетинцев (ориентируется ассоциация, к слову, в первую очередь на Турцию, а уж затем на США). В 2013 году при информационной поддержке газеты «Совершенно секретно» данная организация в лице ее российского представителя Ислама Шахбандарова устроила гастроли фотовыставки, посвященной депортации турок-месхетинцев, по Югу России - Ростовской области, Ставрополью, Кабардино-Балкарии (местам нынешнего проживания представителей этого этноса). Гастроли повсеместно сопровождались провокациями со стороны устроителей.

    В рамках выставки освещалась не только сама депортация, но и ферганские межэтнические волнения 1989 года, когда месхетинцы, оказавшиеся в Средней Азии как раз в результате депортации, столкнулись с узбеками. Зарубежные структуры и конкретно «Турецко-Американская Ассоциация» пытаются представить дело таким образом, будто бы сейчас в России существует угроза повторения тех событий, и тщательно по «правозащитной» линии собирают информацию о мнимых притеснениях месхетинцев. Истинную подоплеку подобных «благородных» начинаний признают и представители вменяемых турко-месхетинских организаций, например, международной общественной организации «Ватан». Исраил Асланов, председатель «Ватан» в Сальском районе Ростовской области, говорит: «По моим наблюдениям, у руководителей ассоциации, якобы представляющих интересы турок-месхетинцев, одна основная цель: российские турки-месхетинцы, где бы они не находились, должны быть недовольны Россией и русскими. Нормальное сосуществование русских и турок не принимается ими в расчет».

    Не остается без внимания и тема депортации карачаевцев. На этом поприще стоит отметить такую фигуру, как Мухаммад Карачай (урожденный Биджиев). Карачай долгое время был одним из ведущих российских проповедников ислама, числился председателем попечительского Совета мечети «Даруль-Аркам» в Москве и даже зампредом Духовного Управления Мусульман Европейской части России, а затем эмигрировал в Турцию, где при поддержке местных чиновников возглавил Российское общество культуры, просвещения, взаимопомощи и солидарности, призванное укреплять общественные связи между Россией и Турцией. Несмотря на заявленные благородные цели, обозначенная тема в трактовке председателя данного общества выглядит весьма неоднозначно: «С юридической, моральной, психологической точек зрения, термин «возрождение» не соответствует всему трагизму, связанному у карачаевского народа с этим этапом его истории. Карачаевцы были депортированы 2 ноября 1943 года, раньше других народов. У нас была своя автономия, наряду с нашими братьями черкесами, которые имели свою автономию. После возвращения возрождение получилось половинчатым. Нам не вернули автономию, государственность, а дали общую коммунальную квартиру вместе с нашими братьями-черкесами. Нас обрекли с нашим братским народом на вечные скандалы, конфликты, соперничество за место первого лица, количество мест в правительстве и так далее. Реабилитация карачаевского народа не была в полной мере осуществлена».

    Отметим, что тема депортации карачаевцев, а также балкарцев педалируется турками еще со времен «холодной войны». Скажем, в конце 1940-х в Анкаре жил и занимался педагогической деятельностью эмигрант из России, выходец из семьи карачаевской знати Махмуд Дудов. В Турции он опубликовал книгу «Трагедия карачаевских и балкарских тюрков», тогда же в Мюнхене вышла его статья «Истребление Советами карачаевского народа». В дальнейшем Дудов работал в Северокавказской редакции антисоветского «Радио Свобода», где продолжал освещать всю ту же проблематику.

    В 1991 г. турецкий ученый-лингвист Исмаил Доган издал книгу «Письма карачаевцев и балкарцев из лагерей для перемещенных лиц», где депортация этих народов занимает значительное место. В том же году вышла книга историка Хаят Бидже «Переселение из Кавказа в Анатолию», также подробно освещавшая депортацию, причем с использованием очевидно завышенных цифр жертв тех трагических событий. Наконец, с 1994 по 2001 гг. под эгидой карачаево-балкарского национально-культурного центра в городе Эскишехире выходило издание «Объединенный Кавказ», где депортация карачаевцев и балкарцев также была ключевой темой.

    Используют турки и тему депортации не-тюркских народов Кавказа, в частности, чеченцев и ингушей. Например, в культурном центре имени Эмина Сарача в стамбульском районе Башакшехир 23 февраля 2018 года местным представительством чеченской диаспоры в Стамбуле и общественной организацией «Кавказдер» было организовано мероприятие, приуроченное к 74-летию этой депортации (отметим, что в Чечне дань памяти отмечауют 10 мая). В мероприятии приняли участие 500 представителей чеченской диаспоры, а также высокопоставленные чиновники мэрии и муниципалитета Стамбула.

    Повторимся – благородные гуманитарные и мемориальные мотивы играют во всей этой активности в основном декоративную роль. Для Турции первично продвижение на Кавказе своих геополитических интересов и пантюркистских идей.

    Станислав Смагин, обозреватель

     

     

     

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Партнёры

Голосование

Нужна ли электронная версия газеты?